вторник, 6 мая 2014 г.

Методика обучения информатике. Тема 2.

Теория обучения и воспитания.

План-конспект:

Дидактика - область знания. (древнегреч. -"обучающийся").  *Основоположником дидактики является Ян Коменский.
Труд Яна Коменского -"Великая дидактика"- возможность учить всех и всему - массовое обучение.

Принципы дидактики Я.А. Коменского:

  • Принцип природосообразности.
  • Принцип наглядности (визуализация информации).
  • Принцип индукции (от частного к общему).
Достижения Я.А. Коменского:
  • классоурочная система.
  • принципы последовательности и систематичности.
  • создание первой пед-ой возрастной периодизации.
Возрастная периодизация:
  • "Математическая школа" (0-6 лет)
  • "Школа родного языка" (7-12 лет)
  • "Гимназическое образование" (13-18 лет)
  • "Университет" (19-24 года)
Знаменитая классно-урочная система:
  • Ученики объединены по возрасту
  • 20-30 учеников в классе
  • Время занятий фиксируется
Принципы дидактики:
  • научности
  • доступности
  • последовательности и систематичности

Методы:
  •  Пассивного характера (небольшая нагрузка, объемная информация,  слабоактивизация учащихся).
  •  Полуактивности (метод диалога, вопрос-ответ).
  •  Активности (большая нагрузка на учителя, информация не  объемна, небольшой охват учащихся).
*В учебном процессе должны присутствовать все методы, нельзя использовать только один и тот же метод.

Содержание образования.

Содержание образования- это то, что мы передаем, транслируем информацию через методы и способы.
Принципы содержания образования:
  • Линейный принцип (однократно)
  • Концентрический принцип ( регулярный возврат)
Содержание образования:

  1. Теория формального образования:
  • развитие мышления
  • мат.цикл, логика, философия
  • оторванность от жизни 


      2. Теория материального образования:
  • знания
  • актуальность
  • сфера экономики
  • информационный перегруз
  • проблема развития мышления


Формы:
  • индивидуально-групповая (древняя) +индивидуальное обучение, +малые группы, +эффективность
  • классно урочная +общий контроль, -контроль не всех учащихся
  • лекционно-семинарская +большой охват учащихся, -невозможно проверить знания всех учащихся

Воспитывающее обучение.
Основоположник - Герберт:"Образование без воспитания".

Проблема воспитывающего обучения.

Многосторонний интерес:

  • Имперический ( Что это такое?)
  • Умозрительный (Как? Почему?)
  • Эстетический ( Эстетическое начало)
  • Социальный ( Интерес к обществу)
  • Симпатический ( К людям, как к таковым)
  • Религиозный ( вопросы религии)
*6 видов интереса= универсальная личность.


Все интересы:
  • равноценны
  • должны реализоваться в рамках каждого предмета

Теория учебного предмета. 


 Логика:
  • Науки (научное знание) 
  •  Учебного предмета (оптимальность преподавания для определенного возраста)
Урок -форма организации учебного процесса
  • новый материал
  • закрепление
  • проверочный урок
*Период внимания у детей 10-15 минут. Соответственно, чем ребенок младше, тем быстрее он переключает свое внимание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий